• musica4you

Симфоническое творчество Рахманинова. Ранние сочинения (до 3 симфонии)

Пост обновлен апр. 3

1. Симфоническое творчество С.В.Рахманинова протекает в русле характерных для рубежа XIX - XX веков тенденций: сближение и синтез основных принципов русской симфонической школы:

- лирико-драматического симфонизма (с особой полнотой проявившегося в творчестве П.И.Чайковского)

- эпического симфонизма (зародившегося в творчестве композиторов Могучей кучки)

Все это выражается в глубоком взаимопроникновении лирики и эпики в его симфониях, а также привнесением лично-субъективного отношения автора.


К ранним симфоническим сочинениям Рахманинова относят неоконченную симфонию, симфоническую поэму "Князь Ростислав".


1893 г. - оркестровая фантазия "Утес" на стихи М.Ю.Лермонтова (психологическое содержание - тоска одиночества сочетается с эпичностью повествования)




1895 г. - "Каприччио" на цыганские темы


1895 г. - итог творческих исканий - первая симфония.

- значительна по замыслу, но несколько неуравновешенна по форме

- обилие контрастов

- изначально автор хотел использовать библейский эпиграф ("Мне отмщение и аз воздам")

- симфонию пронизывает идея "возмездия" (эпичность, напряженная лирика, бурные драматические взрывы)

- симфония не была принята критикой, ей назвали "декадентской"




1907 г. - вторая симфония

- была благосклонно принята публикой

- Рахманинова называют "преемником" Чайковского


Характеристика музыкального языка симфонии:

- широта и свобода мелодического развертывания

- лирическая напевность

- полифонические приемы

- преобладание струнной группы в оркестре

- монотематизм (все темы симфонии вырастают из одной)

- II часть "Скерцо" - лучшая в симфонии, по мнению исследователей. Основная тема симфонии то приближается к народной мелодике, то обостряется в обостренной мелодике скрипок.

- III часть: весенний светлый колорит в лучших лирико-романтических традициях Рахманинова.

- Финал: тематические связи, праздничный русский финал-шествие.




1909 г. - симфоническая картина "Остров мертвых" по картине Беклина "Муки и стоны Дантова ада со страстной жаждой жизни".

В основе поэмы лежит контраст двух элементов: неизменного остинатного движения и лирической темы. В произведении цитируется начальная интонация средневековой секвенции Dies irae.




  • Vkontakte Social Иконка

©2020 by Musica4you.  Все материалы с сайта Musica4you защищены авторским правом. Использование материалов сайта возможно только с указанием источника и ссылки на источник.

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now